Готовимся к ПМПК
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая
комиссия, которая
включает в себя
специалистов педагогического и медицинского профиля (руководитель комиссии,
социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педиатр, врач-психиатр).
Вы, как родители
(законные представители) должны четко понимать цель
обращения
на ПМПК.
Для чего проводится
психолого-медико-педагогическое
обследование ребенка?
По результатам
обследования определяются условия для получения образования и
рекомендации по
обучению и воспитанию ребенка.
Специалисты ПМПК НЕ устанавливают диагнозы, НЕ принимают решение о необходимости индивидуального обучения
или обучения на дому, НЕ переводят из сада в сад и НЕ определяют образовательную организацию
Важно учесть
Обследование детей
осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше,
если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы
специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если
возникнет такая необходимость.
Обследование детей на
ПМПК может проводиться по направлению органов здравоохранения, социальной
защиты, учреждений образования, с вашего согласия, а также по
инициативе родителей (законных представителей).
По результатам
обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения
каждого специалиста. ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола
обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по
дальнейшему обучению ребенка. Выписка является документом, подтверждающим право
ребенка на обеспечение оптимальных условий для получения им образования.
Завершается вся работа беседой с родителями (законными представителями)
ребенка. При необходимости разъясняется родителям (законным
представителям) их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.
Правила для родителей
(законных представителей)
по сопровождению ребенка
на ПМПК
– Не
переживайте сами за процесс и результаты обследования или, по крайней мере,
старайтесь не показывать своего волнения. Помните, что Ваша тревога передается
ребенку.
– В день комиссии
ребенок должен быть здоровым. В случае если ребенок заболел, попросите
перенести комиссию на другой день!
– Рассчитайте
время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно – без спешки заполнить
документы и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.
– Во время
обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и
репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом
Вас.
– При ребенке не
произносите фразы: «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать»,
«он это не умеет», «она при посторонних людях не отвечает» и т.п. Во время
процедуры лучше не вмешиваться, а все вопросы отложить до консультации со
специалистами.
– После комиссии
обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы
ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое
негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!
– Найдите, за что
можно похвалить ребенка и как поддержать уверенность.
– После комиссии
ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.
Процедура обследования в
ПМПК
Обследование всегда
проходит в присутствии родителей
(законных представителей). Возможно проведение обследования в режиме
видеотрансляции, когда с ребенком и родителями взаимодействует один специалист,
а остальные специалисты наблюдают за процедурой обследования дистанционно. Это
более комфортно для ребенка и родителей.
Специалист комиссии
задает ребенку вопросы и просит выполнить задания. Все методики обследования
подбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.
Объективные выводы
специалистов ПМПК по результатам диагностических обследований являются
основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.
После обследования
ребенка проводится консультация
для родителей (законных представителей). Внимательно выслушайте
рекомендации специалистов ПМПК по результатам обследования ребенка. При
необходимости, запишите важную информацию. Задайте вопросы, уточните то, что
непонятно.
О чем ребенка спрашивают
на ПМПК?
• Рассказать о
себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой
возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с
друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена
воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О
доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего
предназначены кухня, ванная.
•Рассказать об
окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,
распорядок дня,
отличия.
Ребенок должен
ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,
Должен знать цвета,
формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.)
. • Проверяют умение
обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп,
помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить,
почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и
их предназначение. Какие бывают профессии.
• Проверяют
память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или
предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
• Проверяют речь
ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли
меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов.
Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
*синонимы (слова,
близкие по значению, например, счастливый – радостный); *антонимы
(противоположные по значению, например, горячий – холодный) ; *омонимы (слова,
имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ). А также просят
назвать звуки слова, сколько слов в предложении.
Оценивают, понимает ли
ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).
•Просят составить
небольшой рассказ по картинкам.
•Проверяют понимание
устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на
вопросы.
• Просят показать
какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
• Проверяют
умение рассказать о своих желаниях (хочет кушать, в туалет и т.д.), чувствах
(усталость, радость).
• Проверяют
координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну
ногу и т.д.
То есть вполне обычные
для ребенка предшкольного возраста вопросы и способы диагностики.
Но здесь важно понять,
почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с
другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически
запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это
не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК нужно,
чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут
ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым
занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты обследования:
заключение ПМПК
По итогам обследования
комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под
роспись.
Подпись на протоколе
ставится, как подтверждение факта прохождения комиссии, в присутствии родителей
(законных представителей).
Заключение содержит
рекомендации по образовательной программе, подходящей
для ребенка. Это может
быть адаптированная или основная образовательная
программа дошкольного,
начального образования. Программа рекомендуется на уровень образования. Также в
заключении ПМПК перечисляются специальные образовательные условия. Они включают
специальные методы обучения, специальные учебные пособия, специальные
технические средства обучения, услуги ассистента(помощника), тьюторское
сопровождение, рекомендации по особой организации пространства. В зависимости
от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка указываются направления
коррекционной работы специалистов сопровождения(психолога, дефектолога,
логопеда, социального педагога)
Желаем Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий