вторник, 22 мая 2018 г.



«Растим будущих инженеров с детского сада»











Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние региона. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства, на долю которых приходится 45 процентов производимой в Российской Федерации промышленной продукции. Доля промышленного комплекса составляет около 30 процентов в структуре валового регионального продукта Свердловской области. На сегодняшний день Уральские промышленные предприятия укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами на 70%.
Залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе является обеспечение предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров.
Подготовка инженерных кадров, квалификация которых отвечает сегодняшним и перспективным потребностям промышленных предприятий Свердловской области является задачей государственной важности.
Согласно поручению Губернатора Свердловской области Советом главных конструкторов Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Высшей инженерной школой Уральского федерального университета при участии Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей разработана комплексная  государственная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы.
Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импорт замещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать готовить будущих инженеров необходимо уже с  детского  сада, затем в школе, в тесной связке должна работать  система среднего и высшего профессионального образования и конкретные производства.
В жизни ребёнка всего два периода — 5 и 12 лет, когда у него проявляются технические наклонности. Если в этих возрастах он не занимался техникой, не держал её в руках, он никогда не выберет профессию инженера. Задача педагогов:  определить профессиональные склонности ребёнка на раннем этапе.
Популяризацией профессии инженера в городе Ирбите занимается наш детский сад. Он стал одним из первых дошкольных учреждений, которые приступили  к реализации программы «Уральская инженерная школа», созданной по инициативе губернатора и поддержанной Президентом.
Одной из  современных и распространённых педагогических технологий, является  LEGO технология.   Она обеспечивает введение ребёнка дошкольного возраста в информационное поле,  овладение кратким кругом знаний об ИКТ и информационными навыками  через деятельность  с LEGO -конструкторами.








В Детском саду созданы условия для  занятий  LEGO конструированием, работе с интерактивным оборудованием  и организации опытно-экспериментальной деятельности.
Практика показывает, что наборы LEGO имеют ряд определённых преимуществ перед другими средствами обучения, развития и коррекции.  Конструктор безопасен: с поделками ребёнок может играть, ощупывать, не рискуя испортить.  Конструктор и ребёнок максимально мобильны можно  играть на столе, на полу, на ковре. В работе с LEGO ребёнок испытывает психологический комфорт, чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Вне зависимости от навыков у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха.  Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей.
Игры LEGO выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире. Играя,  дети   выбирают  свою будущую профессию. Конструктор LEGO позволяет  реализовать  основное положение ФГОС дошкольного образования, о  том, что основой образовательной  деятельности является ведущий вид детской деятельности   игра. Данный вид деятельности нам удаётся поддерживать за счёт использования LEGO технологии.
LEGO технология  строится на интегративных принципах. Она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.  
В средней  группе дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное. Целью игр научиться пользоваться карточками, запомнить названия некоторых деталей конструктора LEGO. В процессе конструирования развивается  внимание, быстрота, координацию движений, мышление. Дети среднего возраста могут примерить различные профессии, побывать фермерами, пекарями, пожарными, лётчиками и т.д.
Дети старшего возраста  при работе с набором «Простые механизмы», «Первые конструкции»  знакомятся с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, а также  изучают энергию, подъёмную силу и равновесие.
Дошкольники старшего возраста в играх более самостоятельны, берут на себя роль ведущего. В играх развивается  коллективизм, память, мышления, учатся заниматься по карточкам. С помощью LEGO набора «Моя первая история»  дети учатся правильно составлять и рассказывать полноценные истории, работая в команде и развивая навыки совместной работы и творчества. Именно в такой командной работе формируются необходимые инженеру лидерские качества, умение отстаивать идею, нести ответственность за принятые решения.
В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки из мелких деталей. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.
Можно с уверенностью сказать, что дети получившие навыки  конструированию из  LEGO конструктора, готовы к обучению на другом более высоком уровне. Освоение 3D моделей является первым шагом на пути к программированию.  
Старшие дошкольники осваивают интерактивные 3D моделей, т.е. учатся их программировать. Им доступны действия с простейшими интерактивными комплексами, и программируемыми минироботами, такими как «Умная пчела».
В свободной деятельности дети обыгрывают постройки, экспериментируют со строительным материалом.  Происходит закрепление полученных знаний, развитие конструкторских умений и проявление творческих способностей.
В группах оборудованы центры по LEGO конструированию. В свободном для детей доступе находятся наборы, LEGO конструкторов, аналоги LEGO, раскраски, комиксы, схемы для сборки конструкций и др.





Использование LEGO технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии.  Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации. Также организуются различные экскурсии  на предприятия города, к строительным объектам  и т.д. Такая подготовка детей соответствует планам программы «Уральская инженерная школа».
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности. Результатом проекта может стать книжка-малышка, видео, мультфильм или  выставка творческих работ.
Конструктор LEGO  - это безграничный потенциал не только для спонтанной творческой деятельности детей, но и для нас, педагогов, много форматный инструмент в решении образовательных задач.
В Детском  саду  регулярно проводятся мастер-классы для педагогической общественности, с целью знакомства с методическими и теоретическими основами образовательной робототехники и программным обеспечением такого оборудования как: «Цифровой микроскоп», «BeeBot» и др.
И ещё одно направление в работе педагогов детского сада  – это вовлечение родителей в образовательный процесс.
После окончания детского сада дети могут продолжить занятия робототехникой и техническим творчеством  в Доме детского творчества  где  организованы кружки по  конструированию  и 3D-моделированию и робототехнике. 
Цепочка образования от детского сада до школы способствует реализации основы программы «Уральской инженерной школы»  — идее построения системы непрерывного технического образования.  
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению  детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.











        


Комментариев нет:

Отправить комментарий