пятница, 14 апреля 2023 г.

 

Краткосрочный проект  «День птиц»


Срок:
 краткосрочный с 03.04.2023 г. по 08.04.2023г.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Вид проекта:  познавательный, социально - коммуникативный.

Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • дидактические, с\р  игры, подвижные игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • Просмотр презентации «Перелетные птицы»
  • Коллективная работа «1 Апреля-День птиц»
  • Организация выставки художественной и познавательной литературы в группе. Чтение художественной и познавательной литературы, беседы о прочитанном, заучивание стихов, закличек, пословиц, поговорок, народных примет о птицах.
  • работа с родителями

Срок реализации:1 неделя.

Актуальность:

 Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей мы разработали однодневный проект «День птиц».

Цель:

уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

- активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

-  развивать умение строить причинно-следственные связи;

- учить понимать образный смысл загадок;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

Работа с родителями:
Консультация для родителей « 1Апреля-День птиц»

 постройка скворечников, кормушек  родителями;

Ожидаемый результат:

  • у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах
  • созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.
  • Родители примут активное участие в реализации проекта

Основной этап:

 Беседа о перелётных птицах.

-Почему некоторые птицы улетают от нас осенью?

-Как они называются? Кто такие перелётные птицы?

-Каких перелётных птиц ты знаешь?

-Откуда они возвращаются к нам? Почему?

-Чем питаются эти птицы?

-Чем занимаются птицы после перелёта?

      В уголке природы рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц, их жизни: птица на гнезде, высиживающая яйца, родители кормят птенцов, птицы добывают себе пищу и др.

     Чтение художественной литературы.

Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; А. Тумбасов «Гнездышко», Г. Скребицкий «Крылаты соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», М. Пришвин «Гости», О. Дриз «Птичий праздник».

 Д/и «Да – нет».

Надо найти задуманную птицу. Дети задают вопросы, на которые даётся ответ, только да или нет.

«Укрась птичку».

Рисование с использованием обводок и трафаретов, раскрашивание контурных изображений, рисование по точкам, через кальку.

Игра «Назови птиц ласково».

Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

               Скворец – скворушка…(вылетает)

                Соловей – соловушка…(улетает)

               Кукушка – кукушечка…(прилетает)

               Журавль – журавушка…(подлетает)

                Грач – грачик…(залетает)

 

Упражнение «Скажи одним словом»

 

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

                 

-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые).

-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

-Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)

-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

 

НОДФормирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

«Перелётные птицы».

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

-развивать умение строить причинно-следственные связи.

-развивать интерес к жизни птиц.

-развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей.

-упражнять в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчинённых предложений.

-воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Ход:

Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».

-Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).

-Когда и где так поют птицы?  (Весной, когда прилетают).

-Какое настроение вызвало у вас  пение птиц?

2.    Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами также их позовём:

                 Уж вы пташечки, щебетушечки,

                  Прилетайте к нам.

                  Весну ясную, весну красную

                   Принесите к нам.

-Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему и когда улетают?

Да, перелётные птицы- это птицы, которые тёплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.

А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перелёт очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. ( Выслушать ответы детей).

Учёные  до сих пор не могут  точно ответить на этот вопрос. А я, думаю,что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, родители их учили добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

                     Игра «Хорошо – плохо». (Можно с мячом)

-Что хорошего(плохого) в том, что птицы от нас улетают?(холодно, птицам голодно, насекомые спят и т. п.) (не видим птиц, не слышим их пения, погибают во время перелёта и т. п.).

        Воспитатель обращает внимание детей на “чудо- дерево” на котором “сидят” перелётные птицы (скворец, соловей, ласточка, грач, кукушка, иволга, под деревом журавль).

-Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

-Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький,  хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.)

                 Игра «Назови птиц ласково».

-Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

               Скворец – скворушка…(вылетает)

                Соловей – соловушка…(улетает)

               Кукушка – кукушечка…(прилетает)

               Журавль – журавушка…(подлетает)

                Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

                 

-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые).

-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

-Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)

-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

                     Игра «Кого выводят эти птицы?»

                 Журавли – журавлят

                   Грачи – грачат

                   Скворцы – скворчат и т. д.

-Кто заботится кормит маму и птенцов? (Папа, самец)

-Кто вскармливает и растит потомство? (Обе птицы)

-А какая птица не выращивает своих птенцов, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да, это кукушки.  Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые поедают мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.)

  -Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

-А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

-Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

Берегите травы, речку, лес и поле

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

Берегите эти земли, этих птиц!!!

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей в природе,

Берегите птиц, как себя!!!  

Прогулка

Наблюдение за птицами, прилетающими к нам на площадку(внешний вид. строение, окраска).

Игра «Один много».

В наших лесах много…(птиц).

Один соловей…(много соловьев).

Грач… (грачей).

Скворец… (скворцов).

Ласточка…(ласточек).

Кукушка… (кукушек).

Журавль…(журавлей).

Подвижная игра «Перелёт птиц».

Выбирается 2 ребёнка – это хищники, которые ловят птиц, остальные дети – перелётные птицы, которые «перелетают» с одного конца площадки на другой. По сигналу воспитателя, «хищники»  пытаются их поймать.

Труд.

Дети развешивают на ветках кустарников лоскутки, кусочки ваты в помощь птицам для постройки гнёзд.

Индивидуальная работа.

Провести с детьми игру «Кто как говорит».

Ласточка…(щебечет).

Соловей…(заливается, свистит, щёлкает).

Журавль…(курлычит).

Жаворонок…(звенит).

«Закончи предложение»

Птенцы вылупились из…(яиц).

Птицы построили много…(гнёзд).

Для скворцов ребята и родители сделали много…(скворечников).

 

Результат  проекта.

 

1. Возрос интерес  у детей  к птицам .

2. Дети получили удовлетворение и много положительных эмоций от  игр и творческой работы.

 




ОСТОРОЖНО КЛЕЩИ!



C наступлением первых теплых дней после зимы, хочется естественно пообщаться с пробуждающейся природой. Но посещение парка, леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом, а это черева-то заражением таких опасных болезней, как клещевой энцефалит и боррелиоз.

Клещи весной появляются в марте когда температура воздуха достигает 15 градусов тепла. Первые же укусы начинают фиксировать в апреле. Самые активные и злые клещи в мае. Как же защитить себя и ребенка от этого злого спутника леса? Где же все-таки обитают клещи?

Как правило клещи чаще всего обитают на ветках или в траве, при приближении животного или человека они цепляются к нему своими лапками с коготками, и двигаются по своей жертве пока не найдут открытый участок тела. Слюна клеща содержит обезболивающие вещество из за которого мы и не чувствуем укус, и длительное время не замечаем его. Вместе со слюной зараженных клещей в кровь попадает вирус клещевого энцефалита или боррелиоза.

Лучший способ защитить себя и семью от клещей – это своевременно сделать прививки от клещевого энцефалита, на далеко не все согласны на такие меры! Тогда нужно соблюдать ряд правил, что б обезопасить себя и семью от укуса клещей.

  1. Не залазить без особой надобности в непроходимые чащи низкорослого кустарника.
  2. Во время ходьбы по лесу не срывайте веток, этим действием вы стряхиваете на себя клещей.
  3. Ноги должны быть полностью закрыты, и штаны заправлены в носки.
  4. Голова должна быть закрыта головным убором.
  5. После похода по лесу нужно снять с себя всю одежду и нижнее белье, осмотреть тело.
  6. Расчесываем волосы частым гребнем после лесной прогулки.

Если же произошел укус клещом, необходимо обратиться за медицинской помощью. Будьте внимательны и осторожны!


среда, 12 апреля 2023 г.

День Космонавтики!

 12 апреля – Всемирный день  авиации и КОСМОНАВТИКИ.  Прошло 62 года с того дня, когда впервые  в мировой истории человек совершил полёт в космос.  На корабле-ракете «Восток» он облетел вокруг  Земли. Пилотом этого космического корабля был наш российский (советский) гражданин, лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин.  Весь мир узнал имя человека, проложившего дорогу к звёздам. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово «КОСМОНАВТ». Этот день ознаменовал новый этап в развитии всей науки и техники. Мы помним эту дату и гордимся, что именно наш, русский человек, впервые покорил космос.



вторник, 28 марта 2023 г.

Памятка о мерах безопасности на тонком льду и в период весеннего паводка!

 



Уважаемые родители!

         Обращаем ваше внимание на поведение детей в весенний период: в связи с интенсивным снеготаянием посещение в эти весенние дни водоемов опасно для жизни! Необходимо усилить контроль за поведением детей, разъяснить им недопустимость игр вблизи водоемов и не оставлять без присмотра ребенка у водоема.  Весной, во время ледохода, на реках и водоемах появляется большое количество льдин, которые привлекают детей. Катание и проведение других развлечений на льдинах нередко заканчиваются купанием в ледяной воде, поскольку льдины часто переворачиваются, разламываются, сталкиваются между собой, ударяются о предметы, находящиеся в воде.

Весенний лёд беспечности не прощает!

          Во время весеннего паводка происходит немало несчастных случаев с людьми на воде из-за невыполнения элементарных правил предосторожности. Одни этих правил не знают, другие же ими пренебрегают. Между тем во время весеннего паводка они должны выполняться каждым человеком. Общеизвестно, что под воздействием весеннего солнца лёд становится рыхлым и непрочным, хотя внешне он кажется крепким. Под такой лёд можно легко провалиться. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, вот почему чаще всего несчастные случаи происходят с детьми. Ответственность за жизнь и здоровье детей  лежит на Вас, уважаемые родители.

              Приближается время весеннего паводка.  Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой.

Помните:

На весеннем льду легко провалиться;

Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

Весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

Взрослые!
Не оставляйте детей без присмотра!

              Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, дети играют на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Такая беспечность порой кончается трагически.

             Весной нужно усилить контроль за местами игр детей.

Родители! 

             Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера.  Расскажите детям о правилах поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.

В период весеннего паводка и ледохода ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

 выходить на водоемы;

 переправляться через реку в период ледохода;

 подходить близко к реке в местах затора льда;

 стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

 собираться на мостиках, плотинах и запрудах;

 приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;

 измерять глубину реки или любого водоема;

 ходить по льдинам и кататься на них.

 

Будьте внимательны и тогда ваши дети будут здоровы.

Желаем Вам здоровья, благополучия, удачи.

понедельник, 13 марта 2023 г.

Красная Шапочка идёт к бабушке!

 

Праздник радостный весенний, нас сегодня здесь собрал!

Нашим мамам поздравленья приготовить заказал!

Будут песни, будут пляски, будут игры в этот час

А стихи любимым мамам мы прочтем прямо сейчас!

 

10 марта в нашей группе прошел праздник посвященный Дню 8 марта. На празднике присутствовало много гостей: бабушки и мамы.  С большим старанием дети выступали для своих мам и бабушек.

Своими стихами, танцами, песнями дети подарили мамам и бабушкам много добрых слов, нежности и внимания. Посмотрев выступления своих детей, многие мамы были растроганы до слёз. Атмосфера праздника передалась от участников к зрителям с огромной теплотой и торжественностью.